«Хатха-Йога»
Развитие детей с ОНР является сложной и трудоемкой коррекционной работой, которая включает в себя не только развитие речи, но и оздоровительные мероприятия, развитие мыслительных и психических процессов. Поэтому в работе с детьми с ОНР мы нашли новые подходы к активизации речемыслительной и здоровьесберегающей деятельности.
За основу этого направления работы мы взяли парциальную программу кружковой работы для детей дошкольного возраста Татьяны Аркадьевны Ивановой «Йога для детей».
С уверенностью могем сказать, что практическая ценность детской йоги заключается в том, что она:
• развивает гибкость и силу;
• способствует повышению иммунитета организма, выносливости;
• улучшает осанку;
• дает осознание своего тела в том числе артикуляционных укладов (гармонично развиваются правое и левое полушария мозга);
• формирует правильное дыхание (здоровый сон, спокойствие ума, освобождение эмоциональных блоков и творческой энергии);
• способствует концентрации ума (бдительность, восприимчивость, внимательность, активизация интеллектуальных способностей);
• развивает коммуникативные навыки (фонетико-фонематические процессы, звуковую культуру речи, расширяет словарный запас);
• развивает морально-волевые качества (выдержку, настойчивость в достижении результатов,
• повышает самооценку (растет уверенность в себе).
Основные принципы педагогической деятельности на таких занятиях:
• принцип безоценочной деятельности, что освобождает детей от страха делать ошибки;
• принцип творческой деятельности (предусматривает возможность применения ребенком знаний и умений в нестандартной, новой для себя обстановке);
• принцип сотрудничества и кооперации (дается возможность выполнять движения как самостоятельно, так и в паре с кем-то или группой);
• принцип взаимодействия с родителями (семья во многом определяет отношение детей к здоровому образу жизни, их интерес к спорту, активность и инициативу).
Занятия проводятся с детьми 4-7-летнего возраста, учитывая физиологические параметры детей, работоспособность и порог утомляемости организма ребенка при физических нагрузках. Работа ведется в группе от 8 до 10 детей, 1 раз в неделю. Продолжительность занятия составляет 20-35 минут — в зависимости от возраста и физической подготовленности детей.
Таким образом, ожидаемый результат работы в этом направлении является то, что:
Ребенок в будущем будет знать способы укрепления своего здоровья. Знать правила здорового образа жизни, приемы, снижающие утомляемость, гипервозбудимость и приемы, улучшающие все психические функции в том числе речь.