Необходимые условия для реализации данной практики инклюзивного образования
Кадровые условия реализации проекта
8 педагогов имеют высшее педагогическое образование; 10 педагогов средне-профессиональное; 2 педагога высшую квалификационную категорию, 10 педагогов 1 квалификационную кат; 10 педагогов прошли курсы повышения квалификации по работе с детьми с ОВЗ и курсы повышения «Применение инклюзивного образования в условиях ФГОС»; 2 воспитателя имеют смежные педагогические специальности педагог-психолог, 1 социальный педагог, 1 дефектолог, помощники воспитателя 2 чел имеют курсы переподготовки тьютора в инклюзивной образовательной организации
Финансовые условия
Деятельность МАОУ «Образовательный центр им. М.М. Расковой» финансируется в соответствии с законодательством. Источниками формирования имущества и финансовых ресурсов учреждения являются:
- субсидии из местного бюджета на выполнение муниципального задания;
- субсидии из местного бюджета на иные цели;
- средства, полученные от родителей (законных представителей), за предоставление платных дополнительных образовательных услуг;
- плата, взимаемая с родителей (законных представителей) за содержание ребенка в учреждение, реализующее основную общеобразовательную программу дошкольного образования;
- финансовые средства по итогам участия в конкурсах и грантах;
- добровольные пожертвования и целевые взносы физических и (или) юридических лиц;
- иные источники, не запрещенные законодательством Российской Федерации.
Материально-технические условия
МАОУ «Образовательный центр им. М.М. Расковой» дошкольное структурное подразделение «Городок детства» функционирует с марта 2020 года, расположено на территории летного городка. Представляет собой отдельно стоящее трехэтажное здание, его территория благоустроена и
озеленена.
В дошкольном структурном подразделении «Городок детства» 8 светлых и комфортных групп, яркие прихожие, просторные спальни, современные комнаты гигиены. Группы оборудованы всем необходимым, в соответствии с возрастом детей, уголками двигательной активности; центрами театрального, художественного творчества; центрами исследовательской деятельности и
многим другим.
У каждой группы имеются прогулочные участки с верандами, горками, песочницами, качелями и многим другим оборудованием, огород в целях трудового воспитания, имеется спортивная площадка, разнообразные, интересные постройки для развития детей.
Музыкальный, спортивный залы, 4 зала для дополнительного образования, отдельные кабинеты специалистов, мини-музеи «Русская изба», «Армия России».
«Городок детства» полностью укомплектован педагогическими кадрами. Все педагоги аттестованы и компетентны. Специалисты учитель-логопед, педагог-дефектолог, педагог-психолог, музыкальные руководители, инструктор по физической культуре, каждый в своей сфере, даст ребенку максимум знаний и умений. Воспитатели и младшие воспитатели окружают детей заботой и вниманием.
Психолого-педагогические условия
В МАОУ «Образовательный центр им. М. М. Расковой» создан штат службы психолого - педагогического сопровождения
ДОУ укомплектован в полном объеме узкими специалистам и соответствует нормативам приказа Министерства образования и науки от 30.08.2013 №1015.
- 1 педагог (1. ст.) – воспитатель, с должностными обязанностями координатора по инклюзивному образованию;
- 1 педагог (1. ст.) - воспитатель, с должностными обязанностями координатора по инклюзивному образованию;
- 1 педагог-психолог; (1. ст.) на 13 детей с ОВЗ;
- 1 учителя-логопеда (1. ст.) на 13 детей с ОВЗ;
- 1 учитель-дефектолог (1. ст.) на 13 детей с ОВЗ;
- 1 младший воспитатель (ассистент-помощник)
В дошкольном структурном подразделении успешно функционирует ППк. Дата создания 01.09.2020. Состав: председатель, секретарь, специалисты (учитель-дефектолог, учитель-логопед, педагог психолог), воспитатели, родители (законные представители).
Для сопровождения специалистами консилиума отбираются дети, нуждающиеся в педагогической, психологической, логопедической коррекции. Каждый специалист консилиума обследует ребенка. На основании обследования составляется программа индивидуальной работы с ребенком.
В начале года составляется план работы ППк. Плановые заседания ППк проводятся 1 раз в квартал. Внеплановые (по запросу) заседания проводятся по мере выявления проблемы.
Консилиум придерживается 3 этапов подготовки и проведения консилиума:
1 этап — подготовительный. Проводится сбор диагностических данных и сведений о ребенке.
2 этап — основной. Проводится заседание консилиума, на котором обсуждаются результаты обследования ребенка каждым специалистом, составляется коллегиальное заключение ППк.
3 этап — контролирующий. Члены консилиума осуществляют контроль за выполнением рекомендаций.
Результат работы ППк – разработка стратегии помощи ребенку.
Информационно-методические условия
Одним из эффективных способов психолого - педагогического сопровождения является использование ИКТ-технологий во взаимодействии с воспитанниками и их родителями.
Основным информационным ресурсом является стабильно функционирующий официальный сайт МАОУ «Образовательный центр им. М.М. Расковой», а также две группы в ВК в сети Интернет, содержащие информацию о деятельности учреждения.
На сайте родители могут познакомиться:
- с нормативной базой учреждения (Лицензия на право осуществления образовательной деятельности, Устав, локальные акты, учебный и годовой планы, отчеты квартальные и годовые в форме Муниципального задания и Публичного отчета, Порядок приема в детский сад);
- с составом педагогического коллектива детского сада и квалификацией;
- с происходящими событиями в блоке новостей;
- с консультационным материалом
В Группе ВК Стажировочной площадки родители и педагоги могут ознакомиться с инновационной деятельностью образовательного пространства ДОУ, получить консультацию специалистов.
В группе ВК «Городок ТВ» родители и профессиональное сообщество могут получить информацию о жизни групп и образовательных событий.
В МАОУ «Образовательный центр им. М.М. Расковой» функционирует открытая педагогическая система, сформированная на основе разнообразных информационных образовательных ресурсов, современных информационно-телекоммуникационных средств и педагогических технологий, направленных на формирование творческой, социально активной личности, а также повышение компетентности участников образовательного процесса в решении учебно-познавательных и профессиональных задач с применением информационно-коммуникационных технологий (ИКТ- компетентность).
Учебно-методическое и информационное обеспечение
В 2023-2024 учебном году реализуются Федеральная основная общеобразовательная программа, разработанная на основе Примерной основной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» (авторы: Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой,
Э. М. Дорофеевой.) и федеральные адаптированные образовательные программы для детей с тяжелыми нарушениями речи, созданной на основе примерной программы под редакцией
Н.В. Нищевой, задержкой психического развития. В учреждении имеется в достаточном количестве научно - методической литературы и учебно-наглядных пособий для обеспечения образовательного процесса учреждения по основной и адаптированных образовательных программ, что позволяет создать оптимальные условия для полноценного развития и воспитания ребенка, на протяжении раннего и дошкольного периода детства, согласно Федеральному государственному стандарту дошкольного образования. В учебно-методическом комплексе заложены возможности использования программы в зависимости от интенсивности и темпа продвижения детей, а также в соответствии с региональными и национальными особенностями, индивидуальными возможностями детей.
С целью обеспечения образовательного процесса в учреждении дополнен комплект программно-методической литературы и дидактических пособий новыми разработками, позволяющими реализовать основную и адаптированные образовательные программы МАОУ «Образовательный центр им. М.М. Расковой» по всем направлениям развития ребенка: речевое, познавательное, музыкальное, физическое, художественно-эстетическое, социально-коммуникативное развитие ребенка и методические пособия к примерной образовательной программе «От рождения до школы».
Учебно-методический комплекс для адаптированных программ: образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет Н.В. Нищевой; программа обучения и воспитания детей с общим недоразвитием речи» под редакцией Т.Б.Филичевой, Г.В.Чиркиной, программа воспитания и обучения дошкольников с задержкой психического развития» под. ред. Л.Б. Баряевой, К.А. Логиновой.
Библиотека является составной частью методической службы, библиотечный фонд детской литературы располагается в отдельном помещении. В методическом кабинете, кабинетах специалистов, группах детского сада он представлен методической литературой по всем образовательным областям основной общеобразовательной программы, детской художественной литературой, периодическими изданиями, а также другими информационными ресурсами на различных электронных носителях. В каждой возрастной группе имеется банк необходимых учебно-методических пособий, рекомендованных для планирования образовательной работы в соответствии с обязательной частью ФОП и ФАОП. В 2021-2022 учебном году пополнен учебнометодический комплект, приобретены: комплект учебно-методических пособий по программе «Истоковедение» для детей от 3-х до 8-и лет (во все возрастные группы); комплект учебнометодических пособий по образовательной программе «Теремок» для детей от 2-х месяцев до 3-х лет; набор для коррекционной работы учителя-логопеда, учителя-дефектолога «Дары Фребеля»; комплекты бизибордов; муляжи артикуляционного аппарата, игрушки для развития речевого дыхания; изделия декоративно-прикладного искусства и методические пособия по их использованию в образовательном процессе (городецкая, мезенская роспись, жостовская роспись; богородские, каргопольские, дымковские игрушки и др.); наборы математических игр для развития логического мышления, оснащен центр нейротренировки.
Учебно-методическое и информационное обеспечение достаточное для организации образовательной деятельности и эффективной реализации образовательных программ.